памятка
Базовые эмоциональные потребности
Базовые эмоциональные потребности (БЭП) - это универсальные «психологические витамины», необходимые каждому человеку для здорового развития. Согласно исследованиям Джеффри Янга и концепции схема-терапии, если эти потребности систематически не удовлетворялись в детстве, формируются устойчивые дезадаптивные схемы, влияющие на всю дальнейшую жизнь.

Пять базовых потребностей


1. Безопасная привязанность
Что нужно: стабильность, любовь, принятие, эмпатия, надежность
Как проявляется дефицит: страх быть покинутым, недоверие к людям, ощущение эмоциональной пустоты
Возможные схемы при неудовлетворении:
  • Эмоциональная депривация
  • Покинутость / Нестабильность
  • Недоверие / Ожидание жестокого обращения
  • Социальная отчужденность
  • Дефективность / Стыд

2. Автономия и компетентность
Что нужно: право быть отдельной личностью, самостоятельность, вера в свои способности
Как проявляется дефицит: неуверенность в себе, зависимость от других, страх неудачи
Возможные схемы:
  • Зависимость / некомпетентность
  • Уязвимость к вреду или болезни
  • Слияние / неразвитая индивидуальность
  • Неуспешность / неудачник

3. Здоровые границы
Что нужно: четкие правила, умение контролировать импульсы, ответственность
Как проявляется дефицит: либо вседозволенность, либо чрезмерная ригидность
Возможные схемы:
  • Претензии / грандиозность
  • Неудовлетворенные границы

4. Свобода самовыражения
Что нужно: право выражать потребности и эмоции, говорить «нет», быть собой
Как проявляется дефицит: постоянное угождение другим, подавление собственных потребностей
Возможные схемы:
  • Подчинение
  • Самопожертвование
  • Стремление к одобрению и признанию

5. Спонтанность и самопринятие
Что нужно: право на игру, отдых, ошибки, реалистичные стандарты к себе
Как проявляется дефицит: перфекционизм, эмоциональная зажатость, пессимизм
Возможные схемы:
  • Негативизм / пессимизм
  • Эмоциональное торможение
  • Жесткие стандарты / гиперкритичность
  • Наказание / непрощение

Как потребности остаются неудовлетворенными?


Потребности могут не удовлетворяться разными способами:
Через лишение — когда потребность полностью игнорируется
  • Отсутствие эмоциональной поддержки и тепла
  • Пренебрежение потребностями ребенка
  • Эмоциональная недоступность родителей
Через травматизацию — когда потребность нарушается болезненным опытом
  • Физическое, эмоциональное или сексуальное насилие
  • Унижения, критика, обесценивание
  • Непредсказуемое или агрессивное поведение взрослых
Через чрезмерную опеку — когда из благих намерений подавляют развитие
  • Гиперзащита, не дающая ребенку получить собственный опыт
  • Решение всех проблем за ребенка
  • Препятствование естественной автономии и самостоятельности
Важно понимать: родители часто действовали исходя из собственного детского опыта и делали все, что умели. Осознание неудовлетворенных потребностей — это не обвинение, а понимание для исцеления.

Примеры

«от детской потребности к взрослым трудностям»


Пример 1: Безопасная привязанность
  • Детский опыт: Мама была в депрессии, эмоционально недоступна, часто плакала. Папа много работал и редко бывал дома.
  • Неудовлетворенная потребность: в стабильной эмоциональной связи и поддержке
  • Схема: Эмоциональная депривация
  • Во взрослом возрасте: ощущение пустоты в отношениях, убежденность, что никто не может по-настоящему понять и поддержать

Пример 2: Автономия и компетентность
  • Детский опыт: Родители все делали за ребенка, не давали принимать решения, постоянно говорили "ты еще маленький", критиковали попытки самостоятельности.
  • Неудовлетворенная потребность: в развитии собственной компетентности
  • Схема: Зависимость / Беспомощность
  • Во взрослом возрасте: неуверенность в своих способностях, постоянный поиск одобрения, избегание ответственности

Пример 3: Свобода самовыражения
  • Детский опыт: "Не плачь, ты же мальчик", "Хорошие дети не злятся", "Твое мнение никого не интересует". Любовь зависела от послушания.
  • Неудовлетворенная потребность: в праве быть собой и выражать чувства
  • Схема: Покорность
  • Во взрослом возрасте: подавление собственных потребностей, неумение сказать "нет", страх конфликтов

Пример 4: Спонтанность и самопринятие
  • Детский опыт: "Только отличники достойны уважения", "Ошибка — это провал", "Расслабляться могут только лентяи". Постоянное сравнение с другими.
  • Неудовлетворенная потребность: в праве на ошибки и отдых
  • Схема: Жесткие стандарты / Придирчивость
  • Во взрослом возрасте: перфекционизм, выгорание, самокритика, неспособность радоваться достижениям

Домены схем:

как группируются проблемы


Домены это группы схем, которые формируются при нарушении одной и той же базовой потребности. Джеффри Янг объединил 18 схем в 5 доменов, чтобы показать общие корни разных проблем.

Зачем нужно понимать домены? — для упрощения понимания.
Часто у человека активны несколько схем из одного домена — это указывает на то, какая именно детская потребность была серьезно нарушена.

Домен 1: Отсоединение и отвержение
  • Нарушенная потребность: безопасная привязанность
  • Основная проблема: невозможность формировать безопасные, стабильные связи
  • Схемы: Эмоциональная депривация, Покинутость/Нестабильность, Недоверие/Ожидание жестокого обращения, Социальная отчужденность, Дефективность/Стыд
Домен 2: Нарушенная автономия и исполнение
  • Нарушенная потребность: автономия и компетентность
  • Основная проблема: неспособность функционировать независимо и эффективно
  • Схемы: Зависимость/Беспомощность, Уязвимость, Спутанность/Неразвитая идентичность, Неуспешность
Домен 3: Нарушенные границы
  • Нарушенная потребность: здоровые границы и самоконтроль
  • Основная проблема: сложности с самодисциплиной и уважением к правам других
  • Схемы: Привилегированность/Грандиозность, Недостаточность самоконтроля
Домен 4: Направленность на других
  • Нарушенная потребность: свобода самовыражения
  • Основная проблема: подавление собственных потребностей ради других
  • Схемы: Покорность, Самопожертвование, Поиск одобрения
Домен 5: Сверхбдительность и подавление
  • Нарушенная потребность: спонтанность и самопринятие
  • Основная проблема: чрезмерный контроль над собой и подавление естественных импульсов
  • Схемы: Негативизм/Пессимизм, Подавление эмоций, Жесткие стандарты/Придирчивость, Пунитивность/Вера в неотвратимость наказания

Ключевые принципы


  • Универсальность: эти потребности врожденные и одинаковы для всех людей
  • Эмоциональная природа: речь идет не о ценностях, а об эмоциональном опыте
  • Критический период: особенно важно удовлетворение в детстве
  • Компенсация возможна: работа с неудовлетворенными потребностями эффективна в любом возрасте


Как это работает в терапии?


Понимание своих базовых потребностей и схем помогает:
  • Осознать корни текущих трудностей
  • Понять логику собственного поведения
  • Найти здоровые способы удовлетворения потребностей
  • Выстроить более гармоничные отношения с собой и другими
  • Развить более функциональные копинг-стратегии

Используйте технику: Трекер эмоциональных потребностей - ссылка на технику.
Изучите памятку: Дезадаптивные схемы - ссылка на памятку.